- Поповские старосты
- впервые появились в Пскове, который, несмотря на свое политическое значение, не мог добиться самостоятельной архиерейской кафедры и был в церковном подчинении новгородскому владыке. Из-за злоупотреблений десятильников последнего по сбору дани, возник этот институт: псковское духовенство образовало соборы, т. е. соединилось в союзы, центром которых служил какой-нибудь храм, называвшийся соборным. Для образования собора принималась нормою сотня, но бывало и больше, и меньше этой нормы. С образованием новых приходов образовались "невкупные попы", т. е. не вошедшие в состав собора (купы), и как скоро число их доходило до нормального, они образовывали новые соборы. Каждый собор выбирал из своей среды П. или соборского старосту для раскладки дани и пошлин, шедших в казну новогородского владыки, и для наблюдения за правильностью взносов; позже они стали следить и за тем, чтобы качества духовных лиц соответствовали их сану и чтобы все священники имели надлежащие грамоты. Появились старосты в 1343 г. также и в других епархиях, как финансовые органы архиерея, к которым тянули тяглые попы; по постановлению Стоглавого собора 1551 г. институт старост стал повсеместным. Выбирались они всеми церковно и священнослужителями заказа (округа) на определенный срок (при патр. Адриане на 1 год) и утверждались в должности архиереем; они были обязаны осматривать грамоты духовенства ставленные, настольные, патрахильные, орарные, отпускные, перехожие памяти; священников без грамот они должны были высылать к святителям; следить за законным и правильным совершением священниками браков и выдавать им венечные и похоронные памяти; объявлять духовенству архиерейские указы, наблюдать за исполнением их и вообще за церковным благочинием, за поведением и нравственностью духовенства; они же собирали с церквей и м-рей архиерейскую дань, что до Стоглавого собора делали десятильники и заезщики. Для разрешения важных дел они собирали из подведомственного духовенства соборы, которые заседали сначала в храмах, потом в П. избах, а со 2 половины XVII ст. в десятильничьих дворах. Иногда П. старосте вменялось в обязанность производить суд и расправу и давалось право "смирять жестоким смирением". Они также присутствовали депутатами на суде по гражданским делам у владычных бояр для контроля за ними. С 1667 г. они стали вместе с архимандритами, протоиереями и игуменами судьями черного и белого духовенства по этим делам. Надзор за П. старостами архиереи поручали архимандритам, протопопам и игуменам. При них были помощники десятские священники для надзора за 10 из 40 церквей, подведомственных старосте. Их назначали сами старосты и давали им инструкции. Для мест, удаленных от П. старосты, духовенство избирало закащиков (в помощники старосте), также участвовавших в церковном управлении и сборе архиерейских даней, и с 1669 г. они обязаны были допрашивать в съезжей избе арестованных за преступления духовных лиц. При допросе закащики садились выше сыщиков "для того, что он духовного и священного чина". Закащики бывали черными дьяконами, игуменами, священниками, протоиереями и протопресвитерами. Когда были прекращены тяглые отношения приходского духовенства к архиереям и вместе с тем уничтожены дани и пошлины, собираемые с духовенства и мирян в архиерейскую казну, исчезли и П. старосты после 1764 г.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.